Как мы становимся арендаторами в собственном цифровом мире

Как мы становимся арендаторами в собственном цифровом мире

В эпоху, когда объём потребляемых технологий значительно возрос, люди нередко оказывается обманутыми настоящими хозяевами своих гаджетов. Кажется, что при покупке нового смартфона, виртуального аксессуара или другого устройства мы становимся полноправными владельцами, но реальность часто оказывается куда более сложной. Как часто мы задумываемся, что в аналогичном сценарии дилер мог бы забрать наш автомобиль, как только он подорожает?

Большинство из нас не владеет купленным товаром в полном смысле слова. Вместо этого мы лишь получаем лицензию на использование, что может быть отменено в любой момент без какой-либо компенсации. Это похоже на пребывание в отеле: платишь за проживание, пользуешься имуществом, но оно так и не становится твоим.

Ловушки лицензионных соглашений

Система, формирующаяся вокруг интеллектуальной собственности (ИС), лишает потребителей реального контроля. Приобретая цифровые товары — будь то игры или программное обеспечение — пользователи фактически подписываются на сложные лицензионные соглашения, написанные в запутанном юридическом языке. Большинство просто нажимает "Я согласен", тем самым отдавая корпорациям право на использование и модификацию личных данных.

Платформы вроде Apple и Google создают свои "закрытые экосистемы", в которых пользователи подчиняются их правилам, из-за чего затраты могут возрастать из-за высоких комиссий. Например, купив виртуальный предмет в одной игре, невозможно использовать его в другой, поскольку право собственности на такие товары — это всего лишь иллюзия. Пользователь не является владельцем, а всего лишь арендатором.

Проблема шпионских устройств

Интеллектуальная собственность пошла дальше защиты идей и начала контролировать сами устройства. Многие производители внедрили системы, позволяющие им управлять вашим оборудованием, включая тракторы и автомобили. Например, фермер, приобретая трактор, лишь получает "лицензию на эксплуатацию" его программного обеспечения. Это означает, что попытки самостоятельно ремонтировать или модифицировать технику могут привести к юридическим последствиям. Итак, даже физические предметы с установленным кодом становятся контролируемыми.

Мощь и контроль крупных корпораций

Монополия в сфере интеллектуальной собственности предоставляет компаниям этом не только экономическую, но и политическую власть. Гиганты технологий становятся новыми "привратниками", регулирующими, какой контент можно публиковать. Apple, контролируя свой App Store, имеет право исключать приложения, которые не соответствуют ее политике. При этом компании также склонны к цензуре, блокировке приложений и даже целых организаций.

Методы контроля и цензуры ставят под угрозу как права пользователя, так и свободу слова, когда алгоритмы используются для манипуляции информацией в интересах компаний.

Таким образом, существует необходимость пересмотра систем, обеспечивающих права пользователей в цифровой сфере. Устойчивые механизмы — такие как блокчейн — могут гарантировать, что пользователи станут реальными владельцами своих данных и контента, а не арендаторами в чужом цифровом мире.

Источник: Толян и Нейросеть. Как выжить после ИИ-революции.

Лента новостей