WarGonzo: Василий Верещагин. Панихида по побеждённым и обратная сторона победы

15 июня 2025, 22:30

Василий Верещагин. Панихида по побеждённым и обратная сторона победы

Недавно посещал Череповец и мне напомнили, что художник-баталист (а лучше так художник-военкор) Василий Верещагин (1842-1904) родом из этого города. На набережной реки Шексны стоит в Череповце памятник двум братьям Василию и Николаю последней стал знаменит, благодаря успехам в молочной промышленности.

Но было ещё несколько родных братьев Верещагиных, и один из них, Сергей, имеет отношение к картине, которую я хочу представить.

Мы уже разбирали самую знаменитую картину Верещагина Апофеоз войны (1871).

В этот раз возьмём полотно уже из другой серии, посвящённой войне с турками на Балканах (1877-1878), оно не менее убедительно.

На балканскую войну русской живописец отправился добровольцем прямо из Парижа, где была у него мастерская и где он работал. Верещагин был приписан к штабу русской армии в качестве военного художника. Но и сам Верещагин участвовал в военных действиях и вскоре, в июне, был тяжело ранен на Дунае. Но самое страшное случилось потом в агвгусте при третьем штурме Плевны погиб родной брат художника, Сергей, который служил военным. Эта смерть сильно повлияла на дальнейшее творчество художника. В том числе и на картину Побеждённые. Панихида (1879).

Её прообразом стала сцена реальной панихиды в октябре 1877 года под болгарским селением Телишем, которую увидел живописец священник отслужил перед полем, на котором были разбросаны изуродованные и обкраденные турками трупы наших солдат. (Атака вышла неудачной у Верещагина есть ещё полотно, посвящённое турецким победителям-мародёрам).

Бросив первый взгляд, зритель не сразу понимает, что происходит на картине. Сначала он видит две фигуры, военного и священника. Осень и пасмурно, на горизонте льют тучи. Священник и военный стоят перед пожухлым увядшим полем. И только приглядевшись, зритель замечает, что поле усеяно рядами мёртвых тел. Цвет одежды и пожелтевших лиц сливаются с травой, чёрные головы кажутся бугорками. Тела стали частью пейзажа.

Может, эта картина и посильней Апофеоза войны будет. Если на последней цену чей-то победы или поражения можно визуально подсчитать по горе черепов, то на Панихиде ряды мёртвых тел уходят в даль до горизонта. Может, таким образом художник хотел выразить свою бесконечную тоску от личной утраты. На картине даже небо рыдает дождь здесь безусловно символичен.

А вот лицо священника спокойно и умиротворено он делает свою работу и размахивает дымящимся кадилом. На лице военного нет пафоса скорби, на нём изображена усталость, такие картины он видел не раз, для него эта процедура стала рутиной. Он отвёл руки, сжимающие фуражку и Библию, за спину. Поодаль от него виден холм разрытой земли и крест всех павших на этом поле ждёт братская могила.

Ту балканскую кампанию мы выиграли, да, мы, по итогу, победили, но какой ценой об этом напоминает художник в картине Побеждённые. После выставки художника сразу стали упрекать в антипатриотизме и в неправдободности. Но известно, что самые убеждённые и всезнающие патриоты всегда возмущаются в глубоком тылу. Они не видели мясных штурмов Плевны. А Верещагин видел.

Дмитрий Селезнёв (Старый Шахтёр) специально для рубрики Искусство о войне

@wargonzo

Это интересно

Больше новостей на Newsvol.ru